Раздел «Вопрос-ответ» является средством взаимодействия граждан и юридических лиц с Городокским районным исполнительным комитетом, основанным на обмене информацией.
Поступающие в данный раздел вопросы не являются обращениями в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 303-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», направляются руководителям соответствующих служб райисполкома и предприятий Городокского района для рассмотрения и реагирования.
Электронное обращение со 2 января 2023 года оформляются через республиканскую автоматизированную систему учёта и обработки обращений граждан и юридических лиц" https://обращения.бел/
Пунктом 10 Положения о порядке расчетов и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571, предусмотрено, что плата за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения осуществляется по субсидируемым тарифам для населения без применения установленного порядка взимания дифференцированной платы за услуги водоснабжения, водоотведения (канализации), газо- и электроснабжения в зависимости от объема потребления многодетными семьями, а также опекунскими, приемными семьями, воспитывающими троих и более несовершеннолетних детей с учетом родных и приемных детей, и детскими домами семейного типа.
ВОПРОС: Я находился на лечении в больнице две недели. За какие жилищно-коммунальные услуги мне сделают перерасчет платы?
Положением о порядке перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг и приостановления (возобновления) предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2005 г. № 1466 (далее - Положение), установлен порядок перерасчета платы за некоторые виды коммунальных услуг (вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), газоснабжение) (далее – коммунальные услуги) при отсутствии у потребителей приборов индивидуального учета расхода воды и газа, в соответствии с которым плата за данные виды услуг не взимается, если гражданин выехал из постоянного места жительства на срок свыше 10 суток подряд.
Временно отсутствующие граждане не освобождаются от внесения платы за отопление жилого помещения и за пользование лифтом(пункт 5 Положения).
Перерасчету платы подлежат те коммунальные услуги, которые можно измерить в натуральных величинах и потребление которых варьируется каждый расчетный период (каждый месяц), т.е. потребители данных коммунальных услуг оплачивают фактическое потребление этих услуг.
ВОПРОС: Какие льготы по оплате за жилищно-коммунальные услуги предусмотрены законодательством и кому положены?
Пункт 7 Положения о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571, предусматривает льготы по плате за жилищно-коммунальные услугиплательщикам жилищно-коммунальных услуг и (или) иным гражданам,зарегистрированным по месту жительства в жилом помещенииплательщика жилищно-коммунальных услуг, имеющим право на льготы по таким платам, в соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан».
Так, инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления.
При этом вышеуказанные льготы предоставляются гражданам со дня подачи ими заявления.
ВОПРОС о законодательстве в области обращения с животными.
В настоящее время деятельность в области обращения с животными регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Правилами содержания домашних собак, кошек, а также отлова безнадзорных животных в населенных пунктах Республики Беларусь, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 июня 2001 г. № 834;
- постановлением Минсельхозпрода от 12 декабря 2001 г. № 40 «О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак»;
- Положением о порядке деятельности организаций по отлову, отстрелу, содержанию и эвтаназии безнадзорных животных в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Минжилкомхоза от 29 декабря 2001 г. № 23.
Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях за жестокое обращение с животными предусмотрен штраф или административный арест.
В целях совершенствования законодательства в области обращения с животными в проект плана подготовки законопроектов на 2015 год включена подготовка проекта Закона Республики Беларусь «Об обращении с животными». При работе над законопроектом будут рассмотрены предложения всех заинтересованных, в том числе и общественности.
Вместе с тем, решение вопросов обращения человека с животными зависит не только от усилий государства, но и общества. Граждане и общественные организации, в свою очередь, могут оказать практическую помощь в решении данных вопросов путем проведения среди населения разъяснительной работы о необходимости неукоснительного соблюдения законодательства в области обращения с животными, недопущении их бесконтрольного размножения и оставления без присмотра, осуществления с учетом мирового опыта работы по созданию сети частных приютов, а также открытию благотворительных счетов для сбора средств на нужды безнадзорных животных.
ВОПРОС о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с подпунктом 1.1.5 пункта 1 статьи 35 Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору найма жилою помещения коммерческого использования либо по договору поднайма жилого помещения или жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения.
Одним из базовых принципов гражданского законодательства является свобода заключения договора.
Жилищное законодательство не содержит ограничений по заключению договоров найма жилого помещения между членами семьи.
Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 1 статьи 52 ЖК договор найма жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации районным, городским, поселковым, сельским исполнительными комитетами, местной администрацией района в городе.
Договор найма жилого помещения, заключенный без соблюдения вышеуказанного требования, является ничтожным (пункт 6 статьи 52 ЖК).
Кроме того, согласно статье 50 ЖК одним из существенных условий договора найма жилого помещения является размер платы за пользование жилым помещением и срок ее внесения.
Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 402 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
ВОПРОС: Почему если в квартире, в которой не прописаны люди, но есть официальные квартиросъемщики (есть договор найма), тарифы на услуги технического обслуживания и отопления настолько большие?
В соответствии с Положением о порядке расчета и внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 июня 2014г. № 571 (далее – Положение), с 27 июня 2014 г. наниматель, заключивший договор найма жилого помещения, относится к плательщикам жилищно-коммунальных услуг, на него распространяются все нормы Положения, касающиеся начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, как и к собственнику жилого помещения.
Так, если наниматель зарегистрирован в жилом помещении по месту жительства, то начисление ему платы за техническое обслуживание осуществляется в соответствии с пунктом 19 Положения (20 кв. м + 10 кв. м - по субсидируемому тарифу для населения, соразмерно общей площади жилого помещения сверх указанных размеров - по тарифу, обеспечивающему полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этой услуги).
Также в случае регистрации нанимателя по месту жительства в жилом помещении начисление платы за отопление будет осуществляться по субсидируемому тарифу для населения.
В случае, если наниматель проживает по договору найма жилого помещения без регистрации по месту жительства плата за техническое обслуживание соразмерно общей площади жилого помещения, а также за отопление жилого помещения начисляется по тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание этих услуг.
Независимо от регистрации в жилом помещении при заключении договора найма и предоставлении копии такого договора в организацию, осуществляющую начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, плата за водоснабжение, водоотведение (канализацию) в пределах установленных норм; вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов начисляется по субсидируемым тарифам для населения.
ВОПРОС: Какой минимальный стаж работы требуется для трудовой пенсии по возрасту?
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии по возрасту является наличие стажа работы с уплатой страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее - страховой стаж) не менее 15 лет (Указ Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570).
Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей – инвалидов (инвалидов с детства), многодетным матерям, родившим пять и более детей, инвалидам с детства, инвалидам войны, матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») требуется наличие страхового стажа не менее 5 лет.
При отсутствии требуемого страхового стажа назначается социальная пенсия по достижении женщинами 60 лет, мужчинами 65 лет.
ВОПРОС: Что относится к иным выплатам, предусмотренным законодательством? Имеет ли право руководитель организации на получение единовременных премий?
К иным выплатам, предусмотренным законодательством, относятся выплаты, производимые в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Беларусь, по решению Правительства Республики Беларусь и других органов. Например:
Государственная премия Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 05.05.2006 № 300;
единовременная премия либо вознаграждение за обеспечение подготовки и проведения республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi», производимые из средств на финансирование данного мероприятия в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.05.2007 № 712;
единовременные поощрения (вознаграждения), выплаченные руководителю за награждение в установленном порядке государственными наградами, нагрудными знаками, почетными грамотами, независимо от источника их выплаты;
другие выплаты, предусмотренные законодательством.
Выплата иных единовременных премий руководителям организаций Положением не предусмотрена.
ВОПРОС о соблюдении нормативных правовых и технических нормативных правовых актов при строительстве жилого дома, хозяйственных построек, посадке плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке.
Отношения по поводу владения, пользования, распоряжения и изъятия земельных участков, находящихся в собственности граждан, регулируются Гражданским кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, рядом других нормативных правовых актов.
Согласно Положению о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее – Положение), утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков» рассмотрение данных вопросов входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.
Минстройархитектуры осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973, и в его компетенцию не входит решение данных вопросов.
Согласно Положению, а также подпункту 9.3.1. Указа Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», выдача разрешительной документации на строительство одноквартирного блокированного жилого дома и хозяйственных построек на придомовой территории входят в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.
В соответствии с действующим законодательством, размещение жилого дома, хозяйственных построек, посадка плодовых деревьев и кустарников на приусадебном земельном участке осуществляется на основании решения местных исполнительных и распорядительных органов по согласованию с органами архитектуры и градостроительства.
Размещение жилого дома, хозяйственных построек, плодовых деревьев и кустарников на приусадебных земельных участках должно осуществляться в соответствии с ТКП 45-3.01-117-2008 "Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки", вступившим в действие с 1 июля 2009 года.
Согласно пункту 6.2.8 ТКП 45-3.01-117-2008 хозяйственные постройки от границ соседнего участка следует размещать на расстоянии не менее 1 м, отдельно стоящий жилой дом - не менее 3 м, плодовые и декоративные деревья – 3 м, кустарники – 1 м.
Расстояния от окон жилых помещений до стен дома и хозяйственных построек (сарая без содержания скота, гаража, бани), расположенных на соседних земельных участках, по санитарным и бытовым условиям должно быть не менее 6 м.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь от
5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
ВОПРОС о принятии решения об узаконивании самовольно построенных строений на земельном участке и их государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с действующим законодательством решение вопросов узаконивания самовольно построенных строений на земельном участке входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения земельного участка.
Минстройархитектуры, как орган государственного управления осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973, и не наделено правом решения данных вопросов.
На основании статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь самовольное строительство – деятельность лица по созданию или изменению недвижимого имущества путем строительства, реконструкции (пристройки, надстройки, перестройки) капитального строения (здания, сооружения), если она без получения необходимых разрешений на строительство, реконструкцию либо без проектной документации в случаях, когда необходимость ее подготовки предусмотрена законодательством, либо с существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Недвижимое имущество, созданное в результате самовольного строительства, является самовольной постройкой.
Под существенными нарушениями градостроительных и строительных норм и правил понимаются нарушения, которые могут создать потенциальную угрозу нарушения прав и охраняемых законодательством интересов других лиц, жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц, нарушить установленные утвержденной градостроительной документацией регламенты использования территории, а также причинить вред окружающей среде, снизить эксплуатационную пригодность объекта.
Правовые отношения, возникающие при осуществлении самовольного строительства, регулируются Положением о порядке принятия решений по самовольным постройкам, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.12.2007 № 1802 (далее – Положение № 1802) и статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Указанным Положением № 1802 и пунктом 5 статьи 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь в отношении такой самовольно возведенной постройки установлен порядок принятия местным исполнительным и распорядительным органом следующих решений:
- о продолжении строительства (принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке) если сохранение постройки не влечет существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил;
- о сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил;
- о приведении самовольной постройки в прежнее, до осуществления самовольного строительства состояние, с определением в таком решении сроков выполнения этих действий, если сохранение постройки влечет существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил.
Пунктом 9.4 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан», определен перечень документов, необходимых для принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о продолжении строительства или принятия самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации в установленном порядке.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. (ред. от 30.12.2011) «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» государственная регистрация создания, изменения, прекращения существования недвижимого имущества, возникновения, перехода, прекращения права или ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, а также государственная регистрация сделки с недвижимым имуществом входит в компетенцию Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, расположенного по адресу: г. Минск, пер. Краснозвёздный, д. 12.
В соответствии со статями 17 и 18 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают на соответствующей территории соблюдение законодательства, в том числе в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.
Дополнительно Минстройархитектуры сообщает, что в соответствии с Законом Республики Беларусь от 04.01.2010 «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», решения исполнительных комитетов и местных администраций, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, могут быть обжалованы в судебном порядке.
ВОПРОС о требованиях к размещению пчелиных ульев на приусадебных участках.
Приказом Минстройархитектуры от 25 мая 2012 г. № 162 утверждено Изменение № 2 в часть вторую подпункта 6.2.4 ТКП 45-3.01-117-2008 «Градостроительство. Районы усадебного жилищного строительства. Нормы планировки и застройки» (далее - ТКП 45-3.01-117-2008), которое введено в действие с 1 января 2013 г.
Согласно Изменению № 2 ограничений по количеству содержания пчелиных ульев на территории усадебной жилой застройки в действующих нормативных правовых актах не имеется.
В соответствии с Изменением № 2 предусматривается размещение ульев (с пчелиными семьями) не ближе 20 м до границы участка со стороны улицы и не ближе 10 м до границы смежного участка.
Указанные расстояния могут быть уменьшены до границы участка со стороны улицы не ближе 15 м и до границы смежного участка не ближе 4 м если: на пути лета пчел (от летка до границы участка) есть препятствие высотой не менее 2 м (стена здания*, сооружения*, глухой забор*, сетка с ячейкой не более 15х15 мм, плотный кустарник); (*- при условии согласования с местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения земельного участка); ульи (с пчелиными семьями) размещены на высоте не менее 2 м от уровня земли усадебного участка; ульи (с пчелиными семьями) на приусадебных участках, примыкающих к территориям детских дошкольных и школьных учреждений, учреждений культуры, медицинских учреждений, других объектов различного назначения, предполагающих скопление людей, допускается не ближе 100 м.
ТКП 45-3.01-117-2008 распространяется на районы усадебного жилищного строительства (усадебной жилой застройки) в пределах административных границ городских и сельских населенных пунктов (поселений), перспективной городской черты и устанавливает нормы их планировки и застройки.
Требования названного технического кодекса обязательны для исполнения органами государственного управления, юридическими (независимо от форм собственности) и физическими лицами, осуществляющими архитектурную, градостроительную и строительную деятельность при планировке, застройке и реконструкции районов (кварталов) усадебной жилой застройки